«Информатика без розетки» для дошкольников
Отличительными особенностями современного общества являются глобализация и формирование информационного пространства. Образование, как одна из важнейших его сфер, призвано своевременно готовить людей к новым условиям существования, давать им такие знания, умения и навыки, которые позволили бы им успешно адаптироваться, жить и работать в новой социальной и информационной среде общества, в которой приоритетное значение имеют информация и научные знания как основные ресурсы социально-экономического и культурного развития.
Основы современной информационной культуры необходимо изучать уже на уровне дошкольного образования. Возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения.
В соответствии с приказом главного управления по образованию Витебского облисполкома от 27.08.2020 № 382 «О порядке осуществления экспериментальной, инновационной и исследовательской деятельности в учреждениях образования Витебской области в 2020/2021 учебном году» с сентября 2020 на базе нашего учреждения образования реализуется областной творческий проект «Внедрение программы «Информатика без розетки» в образовательный процесс учреждения дошкольного образования».
Творческий проект направлен на формирование алгоритмической грамотности у детей старшего дошкольного возраста, позволяющей структурировать и оперировать информацией на основе логических операций без использования компьютера. Реализация областного педагогического проекта позволяет внедрить в практику работы с детьми эффективные методы и приемы развития познавательных процессов, разработанные в рамках курса «Информатика без розетки».
Главным условием успешной реализации любого проекта являются кадры, их подготовке уделялось особое внимание. Обучение участников проходило на базе онлайн-платформы. Для этого Парком высоких технологий был разработан специальный курс «Информатика без розетки: для начинающих» в дистанционной форме получения образования. Два педагога: Дайлидёнок Алеся Петровна и Лукьянёнок Светлана Ивановна в рамках обучения изучили теоретические и практические основы преподавания с использованием методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет. После подтверждения своих знаний и получения сертификатов об обучении они приступили к внедрению в образовательный процесс соответствующей системы игровых комплексов.
Отличительная особенность проекта заключается в том, что подготовка детей к изучению информатики проводится без использования компьютера: в блокнотах, на напольном полотне, с использованием карточек. Все представления и навыки формируются у ребят в форме игры, в этом им помогает игрушка — кот Алесик. Занятия проводятся в игровой форме: ребята с интересом выбирают карточки с нелогичными рисунками из логического ряда, демонстрируют понятие «отрицание». Уделяется внимание и здоровьесбережению: задания выполняются не только за столом, но и на напольном полотне, что позволяет ребятам решать логические задачи, активно двигаясь. Педагогам и детям проект нравится, для педагогов реализация подобного проекта – это новый опыт, аналогичного ему еще не было, поэтому мы в ходе проекта учимся и развиваемся.
Мы уверены что, овладев логическими операциями, дети станут внимательнее, научатся мыслить ясно и четко. А это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему успешному обучению в школе.
Е.А. Каростик, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 2 г. Глубокое»























